Пропустить навигацию

Пять принципов дизайна

18.03.2007 ,

Технологии призваны служить людям.

Слишком часто люди винят себя в недостатке опыта или знаний в области современных технологий. Случается, что при при поломке компьютера они просто разводят руками, не зная, что предпринять и как поступить. Бывают ситуации куда более хуже, например, если сайт плохо спроектирован, пользователи говорят сами себе, — «Наверное я идиот, что не могу понять как тут что работает...» Это заставляет их взять в руки какие-то технические буквари, чтоб хоть немного разобраться в "модных" технологиях.

Подобная ситуация крайне неприятна. Люди не должны ни при каких обстоятельствах чувствовать свою ущербность при использовании современных технологий. Вспомним выражение, — «Клиент всегда прав» и с таким отношением давайте подходить к данному вопросу. Если зависает программа, то это вина ее разработчика, что он не спроектировал ее правильно, если на сайте человек не может найти нужную ему информацию, то это вина дизайнера этого сайта, что он так его построил. Конечно это не должно выглядеть как обвинение дизайнеру или разработчику, но такие ситуации должны обязательно учитываться. Разница между плохим и хорошим дизайнером заключается в том, насколько он хорошо управляет последовательностью действий пользователя с данным предметом дизайна.

Вывод: Технологии призваны помогать людям, а не наоборот!

Дизайн не является искусством.

Искусство — это выражение личного опыта. Все это лишь, скажем так, выплеск определенного рода эмоций, жизненного опыта, идей и мыслей данного «художника», его переживаний, вкусов и предпочтений, как неотъемлемой части личной жизни.

Дизайн же имеет дело с предметами, не обязательно материальными, которыми в дальнейшем придется пользоваться. Работа дизайнера заключается в том, чтобы предметом дизайна смог в будущем воспользоваться любой человек. Причем дизайн должен облегчать и упрощать жизнь людей. Потому высшую похвалу, которую может заслужить дизайнер это не, насколько красив предмет дизайна, как это происходит в искусстве, а то насколько им удобно пользоваться и насколько предмет дизайна функционален.

В отличие от искусства, дизайн всегда зависит от контекста, подразумевая, какие задачи должен решать предмет дизайна, в какое время, на кого рассчитан и т.д. Именно поэтому дизайн так тесно связан с технологиями, которые меняются с молниеносной быстротой. Потому идеально созданный дизайн 10 лет назад, являющийся предметом восхищения того времени в настоящее время просто непригоден. Оглянитесь вокруг, окружающие нас предметы, автомобили, да что угодно, созданное 10 лет назад не вызовет сейчас у нас восторга, поскольку нам это просто сейчас не нужно и не актуально.

Что касается высокого искусства, то тут сомнений нет, оно вечно, оно всегда актуально, оно всегда модно, оно никогда не устареет и всегда будет в цене. А вот дизайн зависит от времени, а время в свою очередь определяет необходимости и потребности, которые призван решать дизайнер.

Как доказательство сказанному выше, люди, говоря про предметы искусства, восхищаются их красотой, а про предметы дизайна — функциональностью.

Опыт принадлежит пользователям

Не дизайнеры придумывают опыт, они создают продукты опыта. Этот нюанс играет важную роль, поскольку он заставляет дизайнера работать на пользователя, а не наоборот.

Опыт приходит только со временем и только у пользователей. Опыт принадлежит только пользователям. Об этом необходимо помнить всегда.

Хороший дизайн невидим.

Не знаю, замечали ли Вы или нет, но интересным свойством хорошего дизайна является то, что он воспринимается как данность. Он работает настолько хорошо, что мы забываем о том, какие усилия приложены к тому, чтобы этого добиться. Иногда создается ощущение, что предмет настолько прост и очевиден, что у нас даже не возникает сомнений, что на каком-то этапе истории человечества его не было. А иногда предмет очень сложный и комплексный, и в то же время очень простой и удобный в использовании (к примеру хороший автомобиль) вызывает восхищение людьми, создавшими его. Каждый дизайн имеет свою богатую историю. И за каждым дизайном стоит дизайнер или группа дизайнеров, попытавшихся сделать мир проще, решив определенную задачу.

Отличить плохой дизайн от хорошего очень просто, плохим сложно и неудобно пользоваться. Парадокс сего мира заключается в том, что плохой дизайн гораздо проще увидеть, чем хороший. Хороший дизайн из-за своего успеха и очевидности зачастую невидим.

Простота основа изысканности

Простота это то чего ждет любой пользователь от предмета дизайна. Поэтому высочайшим достижением любого дизайнера это простота дизайна. Другими словами, будьте проще.

По материалам Bokardo — Social Web Design